25 Марта 2022


25 Марта 2022
Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области проанализирована информация о результатах работы за 2021 год за соблюдением законодательства о защите прав потребителей транспортных услуг.
В 2021 году поступило 673 обращения потребителей транспортных услуг (в 2020 году – 1063), из них:
- на автотранспорт – 102 (в 2020г. – 57),
- на воздушные перевозки – 392 (в 2020 г. – 943),
- на ж/д перевозки - 7 (в 2020г. – 7),
- на услуги по перевозке груза, такси и каршеринга и др. - 172.
Таким образом, по сравнению с 2020 годом количество обращений в сфере транспортных услуг уменьшилось в 1,6 раза. По-прежнему проблемными вопросами, которые поднимаются гражданами в обращениях, являются:
- 48,3% – отказ в удовлетворении гражданско-правовых требований (возмещение ущерба и т.д.);
- 17,9% - отказ в заключении договора, предоставлении услуги
- 11% – ненадлежащее качество оказываемых услуг, нарушение сроков предоставления услуг;
- 5,6 % – ненадлежащее информирование об исполнителе, оказываемых услугах (в т.ч. об основных потребительских свойствах, сроках, цене и пр.);
- 2,7 % – одностороннее изменение условий договора;
- 0,7 % – нарушение порядка предоставления льгот и преимуществ;
- 0,4 % – завышение тарифов, цен, иное нарушение порядка начисления платы за услуги;
- 0,3% – навязывание дополнительных платных услуг;
- 13,1% - иные.
Всем потребителям были даны разъяснения действующего законодательства, механизм самозащиты прав гражданско-правовым путем в судебном порядке.
С целью рассмотрения вопросов, поставленных в обращениях граждан, проводились проверки, административные расследования, контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемыми лицами.
Всего в 2021 году Управлением Роспотребнадзора проведено 109 контрольно-надзорных мероприятий (в 2020 г. – 19), из них в 101 выявлены нарушения требований действующего законодательства РФ (в 2020г. – 14). Удельный вес мероприятий с нарушениями составил 92,7 % (в 2020 г.- 73,7%).
Структура выявленных нарушений сформировалась следующим образом:
- 63,1%(2020 г. – 60%) - нарушения, связанные с порядком предоставления услуг (ст. 14.4 КоАП РФ);
- 14,8%- введение потребителя в заблуждение (ч. 2 ст. 14.7 КоАП РФ);
- 11,8%(2020 г. - 8%) - включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права (ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ);
- 9%(2020 г. – 16%) - нарушения в области предоставления информации (ч. 1 ст. 14.8, ч. 1 ст. 14.5 КоАП РФ);
- 1%- нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг).
В числе субъектов, в отношении которых в ходе надзорных мероприятий выявлены больше всего нарушений в 2021 году:
- АО «Авиакомпания «Уральские авиалинии» - вынесено 82 постановления о назначении административного наказания, общая сумма наложенных штрафов 3 723 000 руб.,
- ИП Яковенко А.В. – вынесено 2 постановления, назначено наказание в виде предупреждения;
- ООО «Союз-НТ» - вынесено 1 постановление, назначено наказание в виде предупреждения;
- авиакомпания ООО «Победа» - вынесено 3 постановления о назначении административного наказания, общая сумма наложенных штрафов 43 000 руб.;
- авиакомпания ООО «Северный ветер» - вынесено 1 постановление о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 руб.;
- ООО ТК «Кашалот» - вынесено 6 постановлений о назначении административного наказания, общая сумма наложенных штрафов составила 71 000 руб.;
Всего в 2021 году вынесено 101 постановление о назначении административного наказания, общая сумма наложенных штрафов составила 3 957 000 руб. (2020 год – вынесено 25 постановлений о назначении административного наказания, общая сумма штрафов – 438 500 руб.).
Таким образом, применение мер административного воздействия по сравнению с 2020 годом увеличилось в 4 раза, сумма взысканных штрафов увеличилась в 9 раз.
В 2021 году Управлением Роспотребнадзора дано 7 заключений по гражданским делам в целях осуществления возложенных на него функций по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей, 6 из них рассмотрены и поддержаны судами. Сумма взысканных денежных средств составила 543 100 руб.
Подано 1 исковое заявление в интересах неопределённого круга лиц, 1 исковое заявление в интересах конкретного потребителя. Судами исковые требования удовлетворены.







